Фитодизайн – научные основы озеленения

Фитодизайн – научные основы озеленения

В озеленении современных интерьеров используются, главным образом, растения тропических и субтропических зон в связи с тем, что у себя на родине эти растения находятся в условиях, в некоторой степени сходных с таковыми, которые имеются в наших помещениях. Этот опыт и необходимость дальнейшего, более широкого использования высших растений в современных помещениях определили целесообразность глубоких исследований. Такие исследования ведутся новым научным направлением – фитодизайн.

Фитодизайн должен дать решение для целенаправленного, научно обоснованного введения растений в интерьеры с учетом их биологической совместимости, выживаемости и приспосабливаемости к различным экологическим условиям среды, эстетических особенностей и способности частичной очистки воздуха помещений, положительно при этом влияя на здоровье человека. Цели фитодизайна многоплановы ив решении этих задач мы можем вам помочь. Так как наш многолетний опыт роботы в этой сфере даст возможность подобать растения и расcказать о правильном уходе за ними.

Фитонцидные свойства растений и их использование

Наряду с эстетической функцией высшие растения в интерьере выполняют некоторую санитарно-гигиеническую роль, направленную в силу своих биологических особенностей на обеззараживание воздушной среды помещений от патогенной микрофлоры: грибов, бактерий и др.. Большинство растений в той или иной степени выделяют фитонциды – летучие вещества, способные замедлять рост и размножение микробов и даже убивать их. Так, один экземпляр можжевельника древовидного выделяет за день 30г летучих веществ.

В воздухе помещений постоянно имеется определенное количество положительно и отрицательно заряженных частиц – аэроионов. Различная концентрация их оказывает влияние на организм человека. Наиболее благоприятно воздействуют легкие отрицательные ионы, которые способствуют деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем человека. В душных комнатах и производственных помещениях в воздухе присутствует большое количество тяжелых положительно заряженных ионов, тормозящих биологические процессы и вызывающих переутомление у человека. При наличии некоторого количества нормально развивающихся высших растений в помещении воздух будет насыщаться легкими отрицательными ионами. Эти аэроионы активизируют кислород и сокращают количество тяжелых положительно заряженных.

Эмоционально-эстетические особенности фитодизайна

Для обеспечения нормальных условий жизнедеятельности человеку необходима комфортная обстановка. Такая же обстановка необходима и для растений. В связи с этим условия интерьеров по степени пригодности их для развития растений разделены на следующие условные зоны:

  1. 1) оптимальная – все экологические параметры близки к показателям естественных мест обитания (теплицы, оранжереи и зимние сады оранжерейного типа);
  2. 2) благоприятная – условия среды, к которым легко приспосабливаются все комнатные растения (жилые и различные комнаты отдыха на предприятиях, зимние сады рекреационного типа);
  3. 3) удовлетворительная – условия среды требуют от растений некоторого периода для приспособления (служебные, культурно-просветительные, отдельные производственные и другие помещения);
  4. 4) терпимая – приспосабливаются даже после продолжительного периода не все растения (все производственные помещения);
  5. 5) нетерпимая – условия среды препятствуют нормальному росту и развитию растений, выживают только некоторые виды (отдельные помещения промышленных предприятий, космические и глубоководные станции).

В каждом помещении требуется индивидуальный подход к растениям при введении их в интерьеры. При этом в равной степени должны учитываться и биологические особенности растений, и архитектурно-функциональное назначение данного помещения.

Растительные композиционно-художественные группы

В зависимости от назначения помещения, от размеров растительной группы и используемой емкости композиционно-художественная группа может быть представлена зимним садом, фитокомпозициями в стационарном или переносном контейнерах, настольной фитокомпозицией, букетом, аранжировкой, сухим букетом. Главными формами современного и будущего озеленения являются зимний сад и контейнерная фитокомпозиция.

Зимний сад – новая форма зеленого строительства. В строящихся новых больничных, санаторных, спортивно-оздоровительных, гостиничных и жилых комплексах – это необходимый элемент. По своему назначению зимние сады бывают научного и рекреационного назначения. Задача рекреационных зимних садов – оздоровительных отдых трудящихся. Они могут служить созданию комфортной обстановки на продолжительное время обеденного перерыва на производстве или оздоровительное направление в специальных профилакториях, санаториях и т.д., кроме того, они могут выполнять функцию парка под крышей во дворцах культуры и спорта.

Однако наиболее часто в настоящее время они размещаются в обычных помещениях, специально для этого не предназначенных. Создаются зимние сады на грунте или в контейнерах. Композиционно зимний сад состоит из нескольких ландшафтных фрагментов, это могут быть далекие друг от друга по своему ботанико-географическому распределению или более близкие ландшафты.

Интерьерная растительная группа в переносном (передвижном) или в стационарном контейнере представляет собой специально созданную композицию одного конкретного завершенного природного фрагмента. Правильно составленная фитокомпозиция не только частица живой природы – это еще и своеобразное художественное произведение. Как растительные композиции, так и отдельные (солитерные) крупные растения служат для оживления интерьера и для усиления его декоративно-художественного облика.

Малые настольные композиции в керамических емкостях. В таких группах используются медленно растущие виды, виды с малой корневой системой и легко поддающиеся формировке. К этому типу растительных композиционно-художественных групп относится и бонсай.

Декоративные качества растений

Подбор растений для фитокомпозиций производится с учетом биологических особенностей и декоративных качеств каждого растения. Декоративный облик данного вида слагается из совокупности отдельных морфологических признаков растения, являющихся в то же время и его декоративными качествами. Это – величина, форма, цвет, характер устройства, расположение и взаимосвязи его отдельных органов: листьев, ветвей, ствола.

Форма, цвет, рисунок листьев, расположение их на побеге имеют первостепенное значение, так как декоративно-лиственные растения являются основными в фитокомпозициях постоянной экспозиции. Цветовая гамма листа варьирует от почти белой до фиолетовой, проходя через все цвета спектра в самых разнообразных сочетаниях. При составлении растительной группы из декоративных растений используются: 

  1. 1) монохроматический принцип – группа составляется из видов с листьями одного цвета, но с различной интенсивностью окраски и рисунком; 
  2. 2) принцип спектральной близости цвета и рисунков; 
  3. 3) принцип подбора растений с разнообразной окраской листьев. Цвет листа – наиболее важный элемент декоративного облика растения при формировании фитокомпозиции, однако и форма листа имеет большое значение.

Восприятие цвета листьев зависит от ветвления растения и расположения их на побегах. Листья будут выглядеть темнее и однороднее, если растения в группе расположены плотно. Если растение стоит свободно и хорошо освещено, то и листья кажутся светлее и разнообразнее. Кожистый лист отражает лучи и при ярком свете кажется более эффектным, а опущенный, наоборот, как бы вбирает в себя солнечные лучи и гасит их яркость. Листья тропических и субтропических растений не меняют окраски,  в течении всего года, за исключением молодого прироста в период активного роста.

Форма листа – наследственный признак, но она очень чутко реагирует на изменения условий среды обитания. Так, при неблагоприятных экологических условиях размер листа уменьшается, форма его деформируется. Листья, выросшие в условиях прямого солнечного освещения, мельче и уже, чем у родственных видов из тенистых мест обитания. По декоративным качествам (форма и размер) листа мы разделяем тропические и субтропические растения, используемые в фитодизайне, на следующие группы:

  • – с крупным неразрезным листом без рисунка или с ним. Используются как солитерные растения или как основные в группах (алоказия крупнокорневая, антуриум величественный, диффенбахия пятнистая, ксантозома фиолетовая, фикусы каучуконосный и лировидный);
  • – с орнаментальным листом (разрезные, дырчатые, перистые или со сложным листом). Используются в группах как осевые или акцентные и, кроме того, как солитерные растения (монстера привлекательная, тетрастигма Ваунье, филодендрон Селло, финик канарский, хамеропс низкий);
  • – с ажурным листом. Используются как солитерные, а в группах как вспомогательные или акцентные растения (хамедорея изящная, нефролепис возвышенный, адиантум венерин волос);
  • – с крупными линейными суккулентными листьями, снабженными иглами, крючками, зацепками и др. Используются как солитерные, а в группах как акцентные и основные растения (агава американская, различные виды алоэ);
  • – со средними и малыми листьями суккулентного и собственного ксероморфного строения. Используются как вспомогательные, иногда как акцентные растения, но основное применение находят в малых настольных композициях и в виде подвесок на корягах (бильбергия поникшая, гастерия бородавчатая, хавортия оттянутая, сансевьера триждыполосатая);
  • – с продолговатым вытянутым листом. Используются как вспомогательные и акцентные,  поскольку большинство видов являются красивоцветущими (различные виды агапантусов и гумантусов, гиппеаструмов, кринумов, кливия киноварная, драцена деременская, хлорофитум хохлатый);
  • – с листьями средних размеров, округлой и близкой к ней формы, не имеющие эффектной расцветки. Используются как вспомогательные, а отдельные как оттеняющие (аглаонема простая, циссус антарктический, лимон, гибискус, китайская роза);
  • – с мелкими различной формы листьями. Используются как оттеняющие – все землепокровные (церопегия Вуда, пилеи, руелии, традесканции);
  • – с листовой пластинкой, редуцированной в колючки, иголки и т.п. Имеют весьма широкое применение в зависимости от размера и других декоративных качеств (виды аспарагусовых и кактусовых, некоторые молочаи).

 

Растительные группы необходимо композиционно составлять из видов с различными по величине, форме и рисунку листовыми пластинками, выявляя при этом красоту природных растительных сочетаний в богатстве форм.

   Форма кроны является декоративным качеством, существенно влияющим на построение группы. Наиболее общие формы кроны:

  • – прямоштамбовая (драцены, кордилины),
  • – изогнутоштамбовая (филодендроны, монстера привлекательная),
  • – безштамбовая (каладиум двухцветный, эухарис крупноцветковый),
  • – зонтичная (циперусы),
  • – раскидистая (красуля древовидная, олеандр обыкновенный),
  • – изящная (хамедореи, адиантум венерин волос),
  • – силуэтная (молочай Тирукалли),
  • – этажная (араукарии),
  • – колоновидная (кипарисы),
  • – кустистая (акалифа Уилкса, бересклет японский),
  • – плакучая (аклифа Уилкса форма гамильтониана-монстроза),
  • – стелющаяся (традесканции),
  • – вьющаяся (фатсгедера, хойя мясистая или восковой плющ),
  • – вьющаяся-цепляющаяся (циссусы),
  • – ползучая (плющи, фикус карликовый),
  • – пальметная (хавортия оттянутая),
  • – плоскорозеточная (сенполия фиалковая),
  • – стрело-розеточная (агава американская),
  • – штамбово-розеточная (антуриум Андрэ, гемантус Катарины),
  • – коврово-ампельная (селягинеллы);
  • – безлиственная: столбчатая (цереус сильный),
  • – круглая (пародии, опунция),
  • – ампельная (зигокактус),
  • – зубчатая (молочай канарский, стапелия гигантская).

Плотность силуэта кроны определяет фактуру растения и фитокомпозиции в целом. Если растение имеет рассеченные и ажурные листья, тонкие и редкие побеги, то фактура растения или фитокомпозиции из таких видов будет ажурной. И наоборот, если растение имеет большие и широкие листья или листья и ветви густо расположены на растении, то фактура будет тяжелой. Плотность силуэта кроны может быть: 1) плотной – не более 10% просветов; 2) средней – не более 25%; 3) ажурной – до 50%; 4) силуэтной – свыше 50% просветов; 5) сплошной.

При объединении растений в группы необходимо учитывать соизмеримость их с размерами человека и интерьера и скорость роста, чтобы интерьер не был перенасыщен растениями или растения не растворились в интерьере. В связи с этим можно выделить растения: 1) малые (до 20см высотой); 2) низкие (до 50 см); 3) средние (до 150 см); 4) крупные (свыше 150 см). Кроме того, растения бывают: 1) весьма быстрорастущие – прирост в год до 2м и более; 2) быстрорастущие – до 1 м; 3) умеренно растущие – около 0,5м; 4) медленно растущие – прирост до 0,1 – 0,2м и менее.

Функциональное назначение растений в группе и построение фитокомпозиций.

В интерьере растительная группа может выступать:

  • – главным определяющим фактором при композиционном решении интерьера (зимний сад в специальном помещении или в стационарном напольном контейнере в вестибюле, столовой, холле и др.);
  • – естественным фоном для произведений монументального или декоративно-художественного искусства (возле бюста, скульптуры, обрамление декоративного панно на выставке, при входе, в холле);
  • – дополнением архитектурно-пространственного решения помещения (контейнерные растительные композиции в цехах, кабинетах, аудиториях, спальных помещениях);
  • – акцентом в сменной экспозиции (букеты, аранжировки и праздничные корзины в залах торжественных заседаний).

По своему назначению внутри группы выделяют растения: 

  1. 1) структурные (основные) – средние или крупные, наиболее долговечные, экологически пластичные в условиях интерьеров различных типов; это скелет фитокомпозиции; 
  2. 2) акцентные – красивоцветущие и наиболее эффектные декоративнолиственные виды, часто экологически слабопластичные; это эстетический центр группы; 
  3. 3) вспомогательные – меньших, чем основные, размеров, выполняют подчиненную роль при создании композиции; это наполнители фитокомпозиции; 
  4. 4) оттеняющие – самые низкие, главным образом, почвопокровные, создают естественный природный фон для фитокомпозиций снизу, закрывают почву и подчеркивают ломаный контур.

Собрать из растений единую группу – это искусство и художника и ботаника. Нужно, чтобы растения и эстетически и экологически (что далеко немаловажно) были едины. Если в группе собраны виды никогда и нигде не соседствующие в природе, то не получится естественной правды. Растения в группе должны ассоциироваться у нас с каким либо природным ландшафтом. Это могут быть виды не одного географического района, но обязательно из экологически близких районов: пустыня, горы, тропический лес и т.д.

   Болотный ландшафт. В данном типе фитокомпозиций преобладают растения семейства ароидных, кроме того, ряд эпифитов из семейства бромелиевых и орхидных. Как вспомогательный элемент в композиции присутствует вода. Необходимо, чтобы вода была как бы зажата между растениями, что бы создавалась иллюзия застоявшейся воды.

   Лесные ландшафты. Группы данного направления чаще всего создаются в зимних садах в виде ландшафтных фрагментов в стационарных напольных контейнерах. Однако и в интерьерной композиции в переносном контейнере группа будет декоративна. Но использовать в таких группах крупные растения (3м и более) нецелесообразно. Рассмотрим наиболее характерные фитокомпозиции данного типа.

   Тропический лес. Характерной чертой тропического леса является наличие высоких деревьев, лиан и различных эпифитов.

Осевым растением данной группы может служить какой-либо вид фикуса или широколиственный сорт кодиеума пестрого. Дополнение – коряга, являющаяся опорой для филодендрона Селло и эпифитов.  Перед корягой – бегония металлическая и ампельное растение фитония крупная. Наиболее эффектным местом группы является маранта беложильчатая трехцветная.

   Лес умеренной зоны. Для листопадного леса умеренной климатической зоны наиболее характерно присутствие деревьев и других кустарников, но при создании групп данного типа добиваться в размерном отношении этого не следует, лучше использовать виды, легко поддающиеся обрезке. Для создания иллюзии леса умеренной хоны, более привычного нашему глазу, в центре группы устанавливается березовый ствол с ветвями, являющийся опорой для вьющегося вида циссуса ромбического; вспомогательные растения – калина лавролистная и нефролепис высокий; оттеняющее – плющ обычный, а в центре группы офиопогон ябуран. Дополнение – камень.

   Зеленая стена. По характеру своего воздействия на психику человека этот тип фитокомпозиций очень близок «лесным полянам», однако более экономичен, так как использует вертикальную площадь, не занимая горизонтальной. Кроме того, санитарно-гигиеническая роль такой композиции значительно возрастает за счет увеличения биомассы. Особенно это важно для малогабаритных помещений: эркеры в жилых комнатах и комнатах отдыха, стенки и перегородки рабочих помещений, насыщенных людьми, детские помещения в садах, яслях, школах и т.п.  Наиболее характерная группа: в вертикальной плоскости размещают центральное растение – клеродендрон блестящий, а по бокам от него – циссус антарктический или циссус ромбический; на горизонтальной поверхности – мирт обыкновенный или нефролепсис высокий. С миртом обыкновенным как оттеняющее – традесканция  белоцветковая.

Прибрежный ландшафт.

Данный тип фитокомпозиций размещается в двух разновысоких емкостях. В первом контейнере, представляющим собой бассейн с водой, находится адиантум венерин волос и циперус зонтичный или папирус, на поверхности воды – писция плавающая, а на дне в грунте виды нимфей, сагиттария и другие чисто водные растения. Во втором контейнере центром всей фитокомпозиции является плакучая форма акалифы Уилкса; вспомогательные виды – бегония лотосолистная и эухарис крупноцветковый; оттеняющее – любой вид селягинеллы.  Верхняя насыщенная группа отражается в водном пространстве, создавая иллюзию фрагмента природного ландшафта или озера. И если к этому еще создать маленькое движение воды, даже одно журчание, то такая фитокомпозиция будет нести на себе большую психофизиологическую нагрузку.

Пустынный ландшафт.

Растительные группы данного физиономического типа располагаются в горизонтальной плоскости, чтобы просматривалось каждое растение (в естественных условиях растения пустынь не терпят скученности), и представлены весьма разнообразно как по видовому составу, так и по жизненным формам. В качестве вспомогательных элементов используются ракушечник, мраморная крошка и песок. Центральным растением группы является крупный экземпляр молочая Тирукалли, горизонтальную линию подчеркивает молочай Милли разновидность блестящая. Кроме того, в композиции участвуют разные виды толстянки, алоэ, хавортии. В другом варианте могут быть опунции, цереусы и более мелкие виды кактусовых.

Скальный ландшафт.

Это весьма специфический тип фитокомпозиций, так как в немдемонстрируется суровая декоративность необработанного камня и на этом фоне своеобразие растительных видов. Растительность располагается у камней, на горизонтальной поверхности, а в вертикальной плоскости – камни, отдельные виды суккулентов и камнеломковые. В малом объеме контейнерной фитокомпозиции сложно с большой художественной достоверностью передать горный рельеф. В наиболее типичной группе два композиционных центра – скала и крупный экземпляр толстянки древовидной. Перед скалой на горизонтальной плоскости – агава американская, на переднем плане оттеняющие – толстянка плауновидная и очиток Моргана. Среди камней – виды гастерии и хавортии. На скале в вертикальной плоскости вкраплены дикия коротколистная, очиток густолистный, камнеломка плетеностная.

Садово-декоративный ландшафт.

Данный тип фитокомпозиций демонстрирует исключительную красоту растений во время их цветения или плодоношения. Для этой цели декоративное цветоводство закрытого грунта вывело множество специальных декоративных форм, отличающихся цветовым и тональным разнообразием, пышностью, обилием, оригинальностью, своеобразием и высокой декоративностью цветов. Наиболее ярко все это выражено у азалии.

Обратная связь