Фитодизайн – научные основы озеленения

    В озеленении современных интерьеров используются, главным образом, растения тропических и субтропических зон в связи с тем, что у себя на родине эти растения находятся в условиях, в некоторой степени сходных с таковыми, которые имеются в наших помещениях. Этот опыт и необходимость дальнейшего, более широкого использования высших растений в современных помещениях определили целесообразность глубоких исследований. Такие исследования ведутся новым научным направлением – фитодизайн.

   Фитодизайн должен дать решение для целенаправленного, научно обоснованного введения растений в интерьеры с учетом их биологической совместимости, выживаемости и приспосабливаемости к различным экологическим условиям среды, эстетических особенностей и способности частичной очистки воздуха помещений, положительно при этом влияя на здоровье человека. Цели фитодизайна многоплановы ив решении этих задач мы можем вам помочь. Так как наш многолетний опыт роботы в этой сфере даст возможность подобать растения и расcказать о правильном уходе за ними.

Фитонцидные свойства растений и их использование.

   Наряду с эстетической функцией высшие растения в интерьере выполняют некоторую санитарно-гигиеническую роль, направленную в силу своих биологических особенностей на обеззараживание воздушной среды помещений от патогенной микрофлоры: грибов, бактерий и др.. Большинство растений в той или иной степени выделяют фитонциды – летучие вещества, способные замедлять рост и размножение микробов и даже убивать их. Так, один экземпляр можжевельника древовидного выделяет за день 30г летучих веществ.

В воздухе помещений постоянно имеется определенное количество положительно и отрицательно заряженных частиц – аэроионов. Различная концентрация их оказывает влияние на организм человека. Наиболее благоприятно воздействуют легкие отрицательные ионы, которые способствуют деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем человека. В душных комнатах и производственных помещениях в воздухе присутствует большое количество тяжелых положительно заряженных ионов, тормозящих биологические процессы и вызывающих переутомление у человека. При наличии некоторого количества нормально развивающихся высших растений в помещении воздух будет насыщаться легкими отрицательными ионами. Эти аэроионы активизируют кислород и сокращают количество тяжелых положительно заряженных.

Эмоционально-эстетические особенности фитодизайна.

  Для обеспечения нормальных условий жизнедеятельности человеку необходима комфортная обстановка. Такая же обстановка необходима и для растений. В связи с этим условия интерьеров по степени пригодности их для развития растений разделены на следующие условные зоны: 1) оптимальная – все экологические параметры близки к показателям естественных мест обитания (теплицы, оранжереи и зимние сады оранжерейного типа); 2) благоприятная – условия среды, к которым легко приспосабливаются все комнатные растения (жилые и различные комнаты отдыха на предприятиях, зимние сады рекреационного типа); 3) удовлетворительная – условия среды требуют от растений некоторого периода для приспособления (служебные, культурно-просветительные, отдельные производственные и другие помещения); 4) терпимая – приспосабливаются даже после продолжительного периода не все растения (все производственные помещения); 5) нетерпимая – условия среды препятствуют нормальному росту и развитию растений, выживают только некоторые виды (отдельные помещения промышленных предприятий, космические и глубоководные станции).

В каждом помещении требуется индивидуальный подход к растениям при введении их в интерьеры. При этом в равной степени должны учитываться и биологические особенности растений, и архитектурно-функциональное назначение данного помещения.

Растительные композиционно-художественные группы.

  В зависимости от назначения помещения, от размеров растительной группы и используемой емкости композиционно-художественная группа может быть представлена зимним садом, фитокомпозициями в стационарном или переносном контейнерах, настольной фитокомпозицией, букетом, аранжировкой, сухим букетом. Главными формами современного и будущего озеленения являются зимний сад и контейнерная фитокомпозиция.

    Зимний сад – новая форма зеленого строительства. В строящихся новых больничных, санаторных, спортивно-оздоровительных, гостиничных и жилых комплексах – это необходимый элемент. По своему назначению зимние сады бывают научного и рекреационного назначения. Задача рекреационных зимних садов – оздоровительных отдых трудящихся. Они могут служить созданию комфортной обстановки на продолжительное время обеденного перерыва на производстве или оздоровительное направление в специальных профилакториях, санаториях и т.д., кроме того, они могут выполнять функцию парка под крышей во дворцах культуры и спорта. Однако наиболее часто в настоящее время они размещаются в обычных помещениях, специально для этого не предназначенных. Создаются зимние сады на грунте или в контейнерах. Композиционно зимний сад состоит из нескольких ландшафтных фрагментов, это могут быть далекие друг от друга по своему ботанико-географическому распределению или более близкие ландшафты.

Интерьерная растительная группа в переносном (передвижном) или в стационарном контейнере представляет собой специально созданную композицию одного конкретного завершенного природного фрагмента. Правильно составленная фитокомпозиция не только частица живой природы – это еще и своеобразное художественное произведение. Как растительные композиции, так и отдельные (солитерные) крупные растения служат для оживления интерьера и для усиления его декоративно-художественного облика.

Малые настольные композиции в керамических емкостях. В таких группах используются медленно растущие виды, виды с малой корневой системой и легко поддающиеся формировке. К этому типу растительных композиционно-художественных групп относится и бонсай.

Декоративные качества растений.

   Подбор растений для фитокомпозиций производится с учетом биологических особенностей и декоративных качеств каждого растения. Декоративный облик данного вида слагается из совокупности отдельных морфологических признаков растения, являющихся в то же время и его декоративными качествами. Это – величина, форма, цвет, характер устройства, расположение и взаимосвязи его отдельных органов: листьев, ветвей, ствола.

   Форма, цвет, рисунок листьев, расположение их на побеге имеют первостепенное значение, так как декоративно-лиственные растения являются основными в фитокомпозициях постоянной экспозиции. Цветовая гамма листа варьирует от почти белой до фиолетовой, проходя через все цвета спектра в самых разнообразных сочетаниях. При составлении растительной группы из декоративных растений используются: 1) монохроматический принцип – группа составляется из видов с листьями одного цвета, но с различной интенсивностью окраски и рисунком; 2) принцип спектральной близости цвета и рисунков; 3) принцип подбора растений с разнообразной окраской листьев. Цвет листа – наиболее важный элемент декоративного облика растения при формировании фитокомпозиции, однако и форма листа имеет большое значение.

  Восприятие цвета листьев зависит от ветвления растения и расположения их на побегах. Листья будут выглядеть темнее и однороднее, если растения в группе расположены плотно. Если растение стоит свободно и хорошо освещено, то и листья кажутся светлее и разнообразнее. Кожистый лист отражает лучи и при ярком свете кажется более эффектным, а опущенный, наоборот, как бы вбирает в себя солнечные лучи и гасит их яркость. Листья тропических и субтропических растений не меняют окраски,  в течении всего года, за исключением молодого прироста в период активного роста.

   Форма листа – наследственный признак, но она очень чутко реагирует на изменения условий среды обитания. Так, при неблагоприятных экологических условиях размер листа уменьшается, форма его деформируется. Листья, выросшие в условиях прямого солнечного освещения, мельче и уже, чем у родственных видов из тенистых мест обитания. По декоративным качествам (форма и размер) листа мы разделяем тропические и субтропические растения, используемые в фитодизайне, на следующие группы:

- с крупным неразрезным листом без рисунка или с ним. Используются как солитерные растения или как основные в группах (алоказия крупнокорневая, антуриум величественный, диффенбахия пятнистая, ксантозома фиолетовая, фикусы каучуконосный и лировидный);

- с орнаментальным листом (разрезные, дырчатые, перистые или со сложным листом). Используются в группах как осевые или акцентные и, кроме того, как солитерные растения (монстера привлекательная, тетрастигма Ваунье, филодендрон Селло, финик канарский, хамеропс низкий);

- с ажурным листом. Используются как солитерные, а в группах как вспомогательные или акцентные растения (хамедорея изящная, нефролепис возвышенный, адиантум венерин волос);

- с крупными линейными суккулентными листьями, снабженными иглами, крючками, зацепками и др. Используются как солитерные, а в группах как акцентные и основные растения (агава американская, различные виды алоэ);

- со средними и малыми листьями суккулентного и собственного ксероморфного строения. Используются как вспомогательные, иногда как акцентные растения, но основное применение находят в малых настольных композициях и в виде подвесок на корягах (бильбергия поникшая, гастерия бородавчатая, хавортия оттянутая, сансевьера триждыполосатая);

_ с продолговатым вытянутым листом. Используются как вспомогательные и акцентные,  поскольку большинство видов являются красивоцветущими (различные виды агапантусов и гумантусов, гиппеаструмов, кринумов, кливия киноварная, драцена деременская, хлорофитум хохлатый);

- с листьями средних размеров, округлой и близкой к ней формы, не имеющие эффектной расцветки. Используются как вспомогательные, а отдельные как оттеняющие (аглаонема простая, циссус антарктический, лимон, гибискус, китайская роза);

- с мелкими различной формы листьями. Используются как оттеняющие – все землепокровные (церопегия Вуда, пилеи, руелии, традесканции);

- с листовой пластинкой, редуцированной в колючки, иголки и т.п. Имеют весьма широкое применение в зависимости от размера и других декоративных качеств (виды аспарагусовых и кактусовых, некоторые молочаи).

   Растительные группы необходимо композиционно составлять из видов с различными по величине, форме и рисунку листовыми пластинками, выявляя при этом красоту природных растительных сочетаний в богатстве форм.

   Форма кроны является декоративным качеством, существенно влияющим на построение группы. Наиболее общие формы кроны: прямоштамбовая (драцены, кордилины), изогнутоштамбовая (филодендроны, монстера привлекательная), безштамбовая (каладиум двухцветный, эухарис крупноцветковый), зонтичная (циперусы), раскидистая (красуля древовидная, олеандр обыкновенный), изящная (хамедореи, адиантум венерин волос), силуэтная (молочай Тирукалли), этажная (араукарии), колоновидная (кипарисы), кустистая (акалифа Уилкса, бересклет японский), плакучая (аклифа Уилкса форма гамильтониана-монстроза), стелющаяся (традесканции), вьющаяся (фатсгедера, хойя мясистая или восковой плющ), вьющаяся-цепляющаяся (циссусы), ползучая (плющи, фикус карликовый), пальметная (хавортия оттянутая), плоскорозеточная (сенполия фиалковая), стрело-розеточная (агава американская), штамбово-розеточная (антуриум Андрэ, гемантус Катарины), коврово-ампельная (селягинеллы); безлиственная: столбчатая (цереус сильный), круглая (пародии, опунция), ампельная (зигокактус), зубчатая (молочай канарский, стапелия гигантская).

   Плотность силуэта кроны определяет фактуру растения и фитокомпозиции в целом. Если растение имеет рассеченные и ажурные листья, тонкие и редкие побеги, то фактура растения или фитокомпозиции из таких видов будет ажурной. И наоборот, если растение имеет большие и широкие листья или листья и ветви густо расположены на растении, то фактура будет тяжелой. Плотность силуэта кроны может быть: 1) плотной – не более 10% просветов; 2) средней – не более 25%; 3) ажурной – до 50%; 4) силуэтной – свыше 50% просветов; 5) сплошной.

   При объединении растений в группы необходимо учитывать соизмеримость их с размерами человека и интерьера и скорость роста, чтобы интерьер не был перенасыщен растениями или растения не растворились в интерьере. В связи с этим можно выделить растения: 1) малые (до 20см высотой); 2) низкие (до 50 см); 3) средние (до 150 см); 4) крупные (свыше 150 см). Кроме того, растения бывают: 1) весьма быстрорастущие – прирост в год до 2м и более; 2) быстрорастущие – до 1 м; 3) умеренно растущие – около 0,5м; 4) медленно растущие – прирост до 0,1 – 0,2м и менее.

Функциональное назначение растений в группе и построение фитокомпозиций.

  В интерьере растительная группа может выступать:

- главным определяющим фактором при композиционном решении интерьера (зимний сад в специальном помещении или в стационарном напольном контейнере в вестибюле, столовой, холле и др.);

- естественным фоном для произведений монументального или декоративно-художественного искусства (возле бюста, скульптуры, обрамление декоративного панно на выставке, при входе, в холле);

- дополнением архитектурно-пространственного решения помещения (контейнерные растительные композиции в цехах, кабинетах, аудиториях, спальных помещениях);

- акцентом в сменной экспозиции (букеты, аранжировки и праздничные корзины в залах торжественных заседаний).

   По своему назначению внутри группы выделяют растения: 1) структурные (основные) – средние или крупные, наиболее долговечные, экологически пластичные в условиях интерьеров различных типов; это скелет фитокомпозиции; 2) акцентные – красивоцветущие и наиболее эффектные декоративнолиственные виды, часто экологически слабопластичные; это эстетический центр группы; 3) вспомогательные – меньших, чем основные, размеров, выполняют подчиненную роль при создании композиции; это наполнители фитокомпозиции; 4) оттеняющие – самые низкие, главным образом, почвопокровные, создают естественный природный фон для фитокомпозиций снизу, закрывают почву и подчеркивают ломаный контур.

   Собрать из растений единую группу – это искусство и художника и ботаника. Нужно, чтобы растения и эстетически и экологически (что далеко немаловажно) были едины. Если в группе собраны виды никогда и нигде не соседствующие в природе, то не получится естественной правды. Растения в группе должны ассоциироваться у нас с каким либо природным ландшафтом. Это могут быть виды не одного географического района, но обязательно из экологически близких районов: пустыня, горы, тропический лес и т.д.

   Болотный ландшафт. В данном типе фитокомпозиций преобладают растения семейства ароидных, кроме того, ряд эпифитов из семейства бромелиевых и орхидных. Как вспомогательный элемент в композиции присутствует вода. Необходимо, чтобы вода была как бы зажата между растениями, что бы создавалась иллюзия застоявшейся воды.

   Лесные ландшафты. Группы данного направления чаще всего создаются в зимних садах в виде ландшафтных фрагментов в стационарных напольных контейнерах. Однако и в интерьерной композиции в переносном контейнере группа будет декоративна. Но использовать в таких группах крупные растения (3м и более) нецелесообразно. Рассмотрим наиболее характерные фитокомпозиции данного типа.

   Тропический лес. Характерной чертой тропического леса является наличие высоких деревьев, лиан и различных эпифитов.

Осевым растением данной группы может служить какой-либо вид фикуса или широколиственный сорт кодиеума пестрого. Дополнение – коряга, являющаяся опорой для филодендрона Селло и эпифитов.  Перед корягой – бегония металлическая и ампельное растение фитония крупная. Наиболее эффектным местом группы является маранта беложильчатая трехцветная.

   Лес умеренной зоны. Для листопадного леса умеренной климатической зоны наиболее характерно присутствие деревьев и других кустарников, но при создании групп данного типа добиваться в размерном отношении этого не следует, лучше использовать виды, легко поддающиеся обрезке. Для создания иллюзии леса умеренной хоны, более привычного нашему глазу, в центре группы устанавливается березовый ствол с ветвями, являющийся опорой для вьющегося вида циссуса ромбического; вспомогательные растения – калина лавролистная и нефролепис высокий; оттеняющее – плющ обычный, а в центре группы офиопогон ябуран. Дополнение – камень.

   Зеленая стена. По характеру своего воздействия на психику человека этот тип фитокомпозиций очень близок «лесным полянам», однако более экономичен, так как использует вертикальную площадь, не занимая горизонтальной. Кроме того, санитарно-гигиеническая роль такой композиции значительно возрастает за счет увеличения биомассы. Особенно это важно для малогабаритных помещений: эркеры в жилых комнатах и комнатах отдыха, стенки и перегородки рабочих помещений, насыщенных людьми, детские помещения в садах, яслях, школах и т.п.  Наиболее характерная группа: в вертикальной плоскости размещают центральное растение – клеродендрон блестящий, а по бокам от него – циссус антарктический или циссус ромбический; на горизонтальной поверхности – мирт обыкновенный или нефролепсис высокий. С миртом обыкновенным как оттеняющее – традесканция  белоцветковая.

   Прибрежный ландшафт.

  Данный тип фитокомпозиций размещается в двух разновысоких емкостях. В первом контейнере, представляющим собой бассейн с водой, находится адиантум венерин волос и циперус зонтичный или папирус, на поверхности воды – писция плавающая, а на дне в грунте виды нимфей, сагиттария и другие чисто водные растения. Во втором контейнере центром всей фитокомпозиции является плакучая форма акалифы Уилкса; вспомогательные виды – бегония лотосолистная и эухарис крупноцветковый; оттеняющее – любой вид селягинеллы.  Верхняя насыщенная группа отражается в водном пространстве, создавая иллюзию фрагмента природного ландшафта или озера. И если к этому еще создать маленькое движение воды, даже одно журчание, то такая фитокомпозиция будет нести на себе большую психофизиологическую нагрузку.

Пустынный ландшафт.

  Растительные группы данного физиономического типа располагаются в горизонтальной плоскости, чтобы просматривалось каждое растение (в естественных условиях растения пустынь не терпят скученности), и представлены весьма разнообразно как по видовому составу, так и по жизненным формам. В качестве вспомогательных элементов используются ракушечник, мраморная крошка и песок. Центральным растением группы является крупный экземпляр молочая Тирукалли, горизонтальную линию подчеркивает молочай Милли разновидность блестящая. Кроме того, в композиции участвуют разные виды толстянки, алоэ, хавортии. В другом варианте могут быть опунции, цереусы и более мелкие виды кактусовых.

Скальный ландшафт.

  Это весьма специфический тип фитокомпозиций, так как в немдемонстрируется суровая декоративность необработанного камня и на этом фоне своеобразие растительных видов. Растительность располагается у камней, на горизонтальной поверхности, а в вертикальной плоскости – камни, отдельные виды суккулентов и камнеломковые. В малом объеме контейнерной фитокомпозиции сложно с большой художественной достоверностью передать горный рельеф. В наиболее типичной группе два композиционных центра – скала и крупный экземпляр толстянки древовидной. Перед скалой на горизонтальной плоскости – агава американская, на переднем плане оттеняющие – толстянка плауновидная и очиток Моргана. Среди камней – виды гастерии и хавортии. На скале в вертикальной плоскости вкраплены дикия коротколистная, очиток густолистный, камнеломка плетеностная.

Садово-декоративный ландшафт.

  Данный тип фитокомпозиций демонстрирует исключительную красоту растений во время их цветения или плодоношения. Для этой цели декоративное цветоводство закрытого грунта вывело множество специальных декоративных форм, отличающихся цветовым и тональным разнообразием, пышностью, обилием, оригинальностью, своеобразием и высокой декоративностью цветов. Наиболее ярко все это выражено у азалии.



На главную